- Первое воскресенье Адвента
Первое воскресенье Адвента
Первое упоминание об Адвенте относится к 380 г. В одном из декретов синода, прошедшего в испанском городе Сарагоса, говорится об Адвенте, который существовал в испанской и галльской церквах. Более подробные сведения относятся к V и VI вв. В римской епархии традиция четырехнедельного Адвента перед праздником Рождества Христова утвердилась в начале VI в. И так как уже тогда Римская Церковь была матерью всех поместных церквей, то литургическое совершение Адвента утвердилось во всей католической латинской Церкви именно по римскому образцу.
Начало Адвента в римском обряде всегда приходится на воскресенье, ближайшее к празднику святого апостола Андрея, который отмечается 30 ноября.
Ранее в Скандинавии и Германии литургический год начинался на Рождество, в Италии - 25 марта, во Франции - на Пасху, в Византии - 1 сентября. Постепенно Адвент оформился на Западе как особое литургическое время с собственной спецификой богослужения.
В соответствии с новым литургическим календарем (1969) Адвент начинается с первой вечерни Первого воскресенья Адвента (четвертое воскресенье перед Рождеством, то есть ближайшее к 30 ноябрю воскресенье) и заканчивается в канун Рождества (24 декабря).
Продолжительность Адвента - около четырех недель, что включает, как правило, четыре воскресенья, т. е. три полные недели с добавлением от 1 до 6 дней в зависимости от того, на какой день недели приходится Рождество.
Адвент делится на два календарных этапа: первый - с первого воскресенья до 16 декабря, который посвящен размышлениям о грядущем Втором пришествии Иисуса Христа; и второй - с 17 до 24 декабря (Новена - девять дней предпразднования Рождества), который является непосредственной подготовкой к празднованию Рождества Христова и посвящен воспоминанию Первого пришествия Иисуса Христа в мир - Боговоплощения.
Все воскресенья Адвента приравнены по своей значимости к великим праздникам, и если на воскресенье Адвента выпадает какой-либо иной праздник, он переносится на понедельник. Каждое из воскресений Адвента имеет определенную тему, которая находит свое отражение в евангельском чтении во время богослужений. В латинском обряде первое воскресенье посвящается будущему пришествию Христа в конце времен, второе и третье - Иоанну Крестителю, предварившему общественное служение Христа, а четвертое - событиям, непосредственно предшествовавшим рождению Господа, и особому месту Девы Марии в тайне Боговоплощения.
Католическая церковь в период Адвента особо призывает христиан приступить к таинству исповеди, к совершению дел милосердия, им предписывается строгий пост, запрещаются свадьбы, танцы, общественные развлечения, театральные представления. Верующие готовятся к духовному явлению Христа, проводя время в молитве и духовном чтении, участвуя в церковных богослужениях. На мессах читаются ветхозаветные пророчества о пришествии Мессии.
Во время Адвента в храмах ранним утром служится Святая Месса в честь Пресвятой Девы Марии - "рората". Символом этой мессы является зажженная свеча, которая освещает путь идущих в церковь до восхода солнца. Чтобы свеча не погасла, ее помещают в специальный фонарик с прозрачными окошками.
В период Адвента церковь в особенной степени призывает верующих к совершению дел милосердия. Переживание Адвента достигает своей высшей точки в Сочельник - канун Рождества Христова.
В каждом католическом приходе во время Адвента проводятся духовные упражнения (реколекции), которые обычно проходят с пятницы по воскресенье, чтобы как можно больше прихожан имело возможность принять в них участие. На каждой мессе священник говорит проповеди, помогающие верующим понять глубокий духовный смысл Адвента.
К Адвенту приурочены многочисленные обряды и обычаи. Одной из наиболее известных западноевропейских традиций, касающихся Адвента, является "венок Адвента", которыми украшаются как церкви, так и дома католиков. Это венок из еловых веток, в который вплетены четыре свечи, зажигающиеся по очереди в четыре воскресенья Адвента.
Чаще всего на венок ставят три фиолетовых и одну розовую свечу, что соответствует литургическому цвету воскресений Адвента. Свечи символизируют Свет, который пришел в мир, то есть Самого Иисуса Христа.
В первое воскресенье Адвента зажигается первая свеча фиолетового цвета в венке Адвента - Свеча Пророчества, которая символизирует ветхозаветные пророчества пришествия Спасителя и зачитывается отрывок из Писания, затем следует непродолжительный разбор прочитанного текста, и все призываются к молитве.
В последующие воскресенья сначала вновь зажигаются старые свечи, а затем присоединяют новую. Розовая свеча зажигается в третье воскресенье Адвента.
Цвет свечей изменяется в зависимости от традиции, но обычно это три фиолетовые или синие свечи, сочетающиеся с украшениями здания церкви во время Адвента, и одна розовая свеча (фиолетовый, считающийся королевским цветом, возвещающим приход Царя, является основным украшающим храм цветом в предрождественские недели, иногда вместо фиолетового используется ярко-синий, также относящийся к королевским цветам). Адвент, как и Великий пост, рассматривается как время усиленного покаяния, чем обусловлены фиолетовый цвет литургических облачений (из воскресных дней исключение составляет третье воскресенье, именуемое Gaudete, когда допустим розовый цвет).
Начало Адвента отмечают, украшая церкви зелеными ветвями, венками из елок, букетами цветов, символизирующими новую, вечную жизнь. Некоторые церкви проводят особые богослужения на неделе, или в первый воскресный вечер Адвента, или в воскресенье утром, когда церковь уже украшена и венок Адвента занимает должное место. Это богослужение, как правило, наполнено музыкой, особенно звучанием хора и колокольчиков, чтением из Писания.
Адвент - одно из немногих христианских празднований, которое отмечается не только в церкви, но и дома, где семьи украшают свои дома уже к началу Адвента, пекут особые печенья и готовят угощения. Венок Адвента установливается на обеденном столе, и свечи зажигаются во время еды. Перед тем как зажечь свечи, особенно по воскресеньям, читаются стихи из Библии. Каждое воскресенье на протяжении четырех недель в семьях зажигается новая свеча, а затем во время еды в течение всей недели зажигаются те же самые свечи.
Существует еще одна известная традиция - календарь Адвента для детей, разделенный на квадраты по числу дней Адвента, где за каждым листочком с датой спрятано лакомство, а также необычная лестница, которую чаще всего устраивают в классах воскресных школ. Это несколько ступенек, соответствующих дням Адвента, у самой верхней размещается Вифлеемская звезда, а у самой нижней - пустые ясли с сеном, а на ступеньках фигурка младенца Христа, который с каждым днем, по мере приближения Рождества, опускается на ступеньку ниже, чтобы 25 декабря оказаться в яслях. Как и календарь Адвента, эта своеобразная лестница помогает детям наглядно ощутить приближение радостного торжества.
Энциклопедия ньюсмейкеров. 2012.